Логотип Acuvue Логотип Ваш Досуг

Станция метро «Маяковская»

В середине тридцатых метро строили ударными темпами. Проект «Маяковской» утвердили в 1935-м, а через три года по платформе уже прошли первые пассажиры. Оформить станцию хотели в духе итальянского Ренессанса, но от этой идеи пришлось отказаться. В итоге к работе подключился архитектор Алексей Душкин (кроме Маяковской у него на счету Новослободская и Кропоткинская), благодаря которому проект получил гран-при на всемирной выставке в Нью-Йорке.

Мозаики Дейнеки

На потолке станции 34 мозаичных панно, выполненных советским художником Александром Дейнекой. Объединяющая их тема – «Сутки советского неба», но этот сюжет автор обыгрывает совершенно по-разному. Здесь вам и достижения советской авиации, и спортсмены в полете и фруктовые деревья. Первоначально панно было 35, но одна из мозаик, «Знамя СССР», было утрачено. В пятидесятых «Знаменем» пришлось пожертвовать во имя строительства гермозатвора, защитных ворот на случай ядерной войны.

3 фото

Арки платформы для полёта

Металлические арки, которые поддерживают своды станции, сделаны на заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном. Технология производства металлических конструкций нужного размера в то время была освоена только там. Кстати это предприятие работает и сегодня – там делают авиационное вооружение.

1 фото

Почему это шедевр

Конструкция станции уникальна. Известно, что если два человека встанут у противоположных колонн по разным сторонам от центрального нефа, и один, отвернувшись, что-то скажет  - второй его непременно расслышит, даже несмотря на грохот поездов. Помимо акустических фокусов, станция считается самой красивой среди всех «подземных дворцов» Москвы. Архитектуру Маяковской относят к «сталинской неоклассике», однако отдельные детали делают стиль похожим на «ар-деко». 

Во время Великой Отечественной Маяковская превратилась в бомбоубежище. В ноябре сорок первого года прямо на платформе собралось заседание Московского Совета депутатов трудящихся, приуроченное к годовщине Октябрьской революцией. С докладом выступал сам товарищ Сталин, приехавший на Маяковскую на поезде со стороны Белорусской.

← Посмотреть другие шедевры